Информация о программах, проектах, технологиях, используемых в работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами старше 18 лет.

 

Скандинавская ходьба со специальными телескопическими  палками

Современная методика, направленная на приобщение пожилых людей к занятиям физической культурой, адаптированным к их возрасту и состоянию здоровья, продление их активной жизни. Занятия скандинавской ходьбой позволяют укрепить мышцы и суставы, улучшить настроение и психоэмоциональное состояние. В декабре 2013 года для эффективного проведения занятий по скандинавской ходьбе специалисты учреждения прошли обучение на мастер-классе «Скандинавская ходьба», организованном Комитетом по физкультуре и спорту Мурманской области. В 2014 году было охвачено 83 человека.

 

Социальный туризм

Технология, применяемая в полустационарной форме социального обслуживания при работе с пожилыми гражданами и инвалидами, сохранившими способность к активному передвижению. Включает следующие основные виды:

  • познавательный туризм (знакомство с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, жизнью и традициями коренных народов Кольского полуострова);
  • экологический туризм (ознакомление с окружающей природной средой);
  • оздоровительный туризм (занятия скандинавской ходьбой, пешие прогулки, лыжные прогулки, отдых на природе (походы), зарядка на свежем воздухе, посещение бассейна и т.д.);
  • паломнический туризм (посещение святых мест, имеющих особое религиозное значение).

Популярностью у маломобильных групп населения, в том числе находящихся на надомном обслуживании, пользуется виртуальный туризм (видеоэкскурсии по музеям мира, природным достопримечательностям).

Технология используется с 2013 года. В 2014 году было охвачено 460 человек.

 

Канистерапия

Технология используется в полустационарной форме социального обслуживания, способствует изменению эмоционального настроя в позитивную сторону, снятию тревожности, повышению коммуникативности граждан пожилого возраста и молодых инвалидов посредством общения со специально обученными собаками. Технология используется с 2014 года.  Для применения методики на практике учреждением заключен договор о социальном партнерстве с Мурманской региональной общественной организацией клуба любителей животных «Романов-на-Мурмане». Работа организована в форме спектаклей, игровых программ с участием животных, непосредственного общения с собакой. В 2014 году охвачено 24 человека.

 

Дистанционное предоставление услуг с применением программы Skype

Новая технология, применяемая для консультирования граждан, состоящих на надомном обслуживании, по вопросам поддержания здорового образа жизни и углубленного изучения компьютерной грамотности. Технология предоставляет пожилому человеку возможность для оперативного обмена информацией со специалистами учреждения социального обслуживания и получения квалифицированной консультации специалиста непосредственно по месту жительства. Используется с 2015 года. Охвачено 9 человек.

 

Программа социальной адаптации молодых инвалидов «САМИ»

Цель Социализация молодых инвалидов, подготовка к жизни в обществе.
Основная задача, решению которой способствуют программа, проект, технология Повышение уровня социальной адаптации, поддержание  знаний, умений и навыков,  способствующих социальной и психологической адаптации
Краткое описание основных видов деятельности по проекту, программе, технологии (обязательные этапы действий)

Целевая группа: молодые инвалиды.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
I этап.
Подготовительная работа.
1. Проведение организационного семинара .
2. Опрос-анкетирование молодых инвалидов и законных представителей.
3. Разработка и изготовление наглядных пособий, подбор электронных ресурсов.
II этап.
Реализация программы. Применение интернет ресурсов, включение интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая), позволяющих молодым инвалидам в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы
действия предложенных моделей. Формирование правильной модели поведения.
Тема «Семья»
1. Презентация «Семья».
2. Ролевая игра «Семейные обязанности».
3. Игры-задачи: решение ситуативных заданий.
4. Творческая деятельность: иллюстрирование семьи (по выбору рисунок, аппликация, лепка, рассказ).
Тема «Жилище»
1. Презентация «Где я живу».
2. Дидактическая игра.
2. Творческая деятельность: создание интерьера комнаты.
Тема «Одежда и обувь»
1. Презентация «Какая бывает одежда».
2. Практические упражнения (систематизация картинок, группирование терминов и пр.).
3. Ролевая игра.
4. Поисковая деятельность в интернете.
Тема «Питание».
1. Презентация «Здоровое питание».
2. Практическое занятие «Сервировка стола».
3. Составление меню с использованием картинок.
4. Практическое занятие: приготовление блюда на завтрак.
5. Поисковая деятельность в интернете.
Тема «Культура поведения»
1. Игры-задачи: решение ситуативных задач.
2. Ролевая игра «Поведение в обществе».
3. Просмотр видеоматериала с последующим анализом поведения героев.
4. Экскурсия.
5. Групповая работа: составление азбуки хороших манер.
Тема «Транспорт»
1. Презентация «Виды транспорта».
2. Систематизация картинок по видам транспорта.
3. Дидактическая игра.
4. Экскурсия.
Тема «Здоровье»
1. Презентация «Если хочешь быть здоров».
2. Практическое занятие: работа с сюжетными картинками, восстановление последовательности событий и пр.
3. Викторина.
4. Сюжетно-ролевая игра.
5. Творческая деятельность: театрализованный этюд.
Тема «Мой город»
1. Тематическое занятие «Город-герой Мурманск».
2. Экскурсия по городу.
3. Презентация «Организации города Мурманска».
4. Викторина .
5. Дидактическая игра.
III этап
Анализ результативности программы в целом.
IV этап
Обобщение накопленного опыта. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Краткое описание основных видов деятельности по проекту, программе, технологии (обязательные этапы действий)

Повышение уровня социально-бытовой приспособленности, рационального жизненного устройства молодых инвалидов. Расширение возможных навыков самообслуживания.
Охват 37 человек.
Результативность (по результатам опроса законных представителей):
12 чел. (32%) - приобрели навыки самостоятельного пользования домашней бытовой техникой
7 чел. (22%) - самостоятельно производят мелкий ремонт одежды (пришивают пуговицу, зашивают по шву)
31 чел. (84%) - соблюдают правила личной гигиены
11 чел. (30%) - могут поддерживать порядок в своей комнате
9 чел. (24%) - самостоятельно готовят простейшие блюда (бутерброд, овощной салат, яичница)

Инструментарий, обеспечивающий устойчивость результатов и тиражируемость программы, проекта, технологии

1. Программа.
2. Тематическое планирование и разработка занятий.
3. Демонстрационный материал (диски с видеозаписями, сюжетные картинки, памятки)
4. Используемое оборудование и инвентарь:
- компьютер, видеопроектор
- домашняя бытовая техника
- предметы быта
- посуда, столовые приборы
- предметы интерьера
- предметы личной гигиены
- краски, ватманы, альбомы
- цветная бумага, клей

 

Программа  «Мой мир»

Цель Достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье.
Основная задача, решению которой способствуют программа, проект, технология Коррекция психоэмоционального состояния, формирование межличностных навыков и активизация внутренних ресурсов молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Краткое описание основных видов деятельности по проекту, программе, технологии (обязательные этапы действий)

Технология подразумевает  четыре направления деятельности

  1. Музыкотерапия
    • 1 этап
      • Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш); песенными жанрами.
      • Практические навыки: умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершать игру вместе; умение держать паузу; игра соло.
    • 2 этап
      • Специальные символы для записи несложных ритмов.
      • Практические навыки: умение записать символами несложные ритмы; исполнение своей партии по предложенной записи.
    • 3 этап
      • Разучивание и исполнение несложных  пьес.
      • Практические навыки: умение исполнить простейшие ритмические формулы; умение определить и исполнить сильную и слабую доли.
    • 4 этап
      • Знакомство  с шумовыми инструментами.
      • Практические умения: умение прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и попевок; умение исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки.
    • 5 этап
      • Звуки: низкие и высокие, долгие и короткие, звонкие и глухие, тихие и громкие.
      • Практические навыки: импровизация, исполнение несложных ритмических композиций с использованием шумовых инструментов;  игра по дирижёрскому жесту.
      • Создание оркестра шумовых инструментов.
  2. Вокалотерапия
    • 1 этап

      • Артикуляция гласных звуков.
      • Пение звуковых цепочек.
    • 2 этап
      • Правильное звукообразование.
      • Укрепление голосовых связок.
      • Развитие динамического слуха.
    • 3 этап
      • Подготовка речевого аппарата к дыхательным и звуковым играм.
      • Развитие дикции и артикуляции.
      • Развитие певческого голоса.
    • 4 этап
      • Разучивание произведений.
    • 5 этап
      • Создание вокальной студии «Музыкальная страна»
  3. Имаготерапия (использование игры образами). Данная методика позволяет молодым инвалидам попеременно выступать в качестве актёров и зрителей, участвующих в театральной постановке, игре, кукольном спектакле и др., где моделируются жизненные ситуации.
    • 1 этап
      • Рассказывание сказок, сюжетов, литературных произведений от первого и третьего лица.
    • 2 этап
      • Проигрывание произведений (фрагментов).
      • Личное участие в сказочном сюжете в качестве одного из героев.
    • 3 этап
      • Анализ темы произведения, линии героев, мотивов их поступков, способов преодоления трудностей, которые использовались в произведении.
  4. Изотерапия. В работе используются все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, для создания коллажей или объёмных композиций применяются журналы, газеты, обои, цветная бумага; для лепки (глина, пластилин, специальное тесто), бумага для рисования, кисти разных размеров, ножницы, клей и т.д.
    • Формы работы:
      • групповая (малые группы по 3-5 чел.);
      • индивидуальная (работа с молодым инвалидом с тяжелыми формами ДЦП, используя метод «рука в руке»).
    • 1 этап
      • Свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание.
    • 2 этап
      • Процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление.
    • 3 этап
      • Вербализация чувств, мыслей, возникших в результате создания творческой работы
Результативность программы, проекта, технологии в аспекте влияния на изменение положения целевых групп

Программа реализуется с 2015 года. Охвачено 34 человека.

В 2015 году получатель услуг ОДП МИ стала лауреатом международного фестиваля «Кораблик надежды» для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Достигнутые результаты:

  • Приобщение молодых людей к искусству -34 чел. (100%).
  • Обучение основным навыкам вокала – 6 чел.18%).
  • Накопление знаний о музыкальных инструментах – 28 чел. (82%).
  • Привитие интереса к различным видам прикладного творчества – 34 чел. (100%).
Инструментарий, обеспечивающий устойчивость результатов и тиражируемость программы, проекта, технологии
  1. План занятий Оркестра шумовых инструментов «Настроение», вокальной студии «Музыкальная страна».
  2. Методические разработки занятий программы.
  3. Демонстрационный материал (диски с музыкальными записями, памятки)
  4. Используемое оборудование и инвентарь:
    • музыкальные инструменты – маракасы, бубенцы, трещотки, кастаньеты, коробочка, ритмические палочки, ложки, треугольник, колокольчики, бубенцы, тарелки, барабан;
    • звуковое оборудование: ноутбук, звуковая система, колонки.
    • расходные материалы для прикладного творчества. 

 

Технология «Вместе с четвероногими друзьями»

 

Цель Реабилитация через общение с животными.
Основная задача, решению которой способствуют программа, проект, технология Изменение эмоционального настроя в позитивную сторону – снижение тревожности, повышение коммуникативности, уменьшение вероятности наступления депрессии; улучшение координации движений.
Краткое описание основных видов деятельности по проекту, программе, технологии (обязательные этапы действий)

1 этап

  • Знакомство с животным, привыкание к нему. Получение представления о способностях и возможностях четвероногого друга.

2 этап

  • Игры и навыки коммуникации.

3 этап

  • Релаксация и биоритмика. На данном этапе инвалид вступает в положительный резонанс с биоритмикой животного, слушая его дыхание и сердцебиение, тактильно ощущая тепло тела и шерсть животного. Снижаются гиперактивность, негативизм, нервозность и другие негативные проявления личности.
Результативность программы, проекта, технологии в аспекте влияния на изменение положения целевых групп

Результаты:

  • снятие напряжения, негативных эмоций – 56 чел. (100%)
  • мобилизация двигательных функций – 42 чел. (75%)
  • снижение рассеянности, улучшение сна – 24 чел. (43%)
Инструментарий, обеспечивающий устойчивость результатов и тиражируемость программы, проекта, технологии
  1. Занятия в Клубе кинологов и канистерапевтов «Романов на Мурмане».
  2. Игровые программы с участием животных на свежем воздухе.
  3. Инсценированные представления совместно с животными.
  4. Индивидуальные занятия с животными.

 

Программа «Здоровьесбережение»

Цель Формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности, повышение уровня культуры здоровья.
Основная задача, решению которой способствуют программа, проект, технология
  • мотивация на сохранение здоровья;
  • выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья;
  • приобщение к разумной физической активности
  • обучение методам самоконтроля над изменениями состояния здоровья.
Краткое описание основных видов деятельности по проекту, программе, технологии (обязательные этапы действий)
  • 1 этап
    Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом гендерных, возрастных и физиологических особенностей.
  • 2 этап
    Сбалансированное, регулярное рациональное питание.
  • 3 этап
    Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления алкоголя.
  • 4 этап
    Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
  • 5 этап
    Повышение уровня медицинских знаний, овладение навыками самоконтроля состояния здоровья.
Результативность программы, проекта, технологии в аспекте влияния на изменение положения целевых групп

Результаты:

  • снижение заболеваемости простудными заболеваниями – 72 чел. (35%)
  • увеличение двигательной активности – 118 чел. (58%)
  • повышение уровня медицинских знаний – 49 чел. (24%)
Инструментарий, обеспечивающий устойчивость результатов и тиражируемость программы, проекта, технологии
  1. План занятий «Школы здоровья» на базе ГОБУЗ «Городская поликлиника №7».
  2. План занятий «Клуба любителей скандинавской ходьбы».
  3. План занятий «Школы активного долголетия».
  4. Методические разработки занятий программы.
  5. Демонстрационный материал (диски с видеоматериалами, памятки, буклеты)
  6. Используемое оборудование и инвентарь:
    • ноутбуки, видеопроектор, экран
    • тренажеры
    • спортивный инвентарь
    • палки для скандинавской ходьбы

 

Социальный проект "Алгоритм здоровья"

 

Получить информацию о социальном проекте "Алгоритм здоровья" в виде презентации .ppt.